Вход

Бизнес-опрос

Бенчмаркинг: понятие, виды, методы реализации

Бенчмаркинг: понятие, виды, методы реализации

Сегодня в сети Интернет можно найти массу рекламных объявлений типа: «Современный бенчмаркинг – прекрасный метод совершенствования бизнес-процессов!» или «Конкурентный бенчмаркинг – лучший способ повышения эффективности Вашего бизнеса!». Но что означает это понятие? К сожалению, понятие «бенчмаркинга», не говоря о его воздействии на бизнес, знакомом далеко не всем.

 

Понятие бенчмаркинга

 

Сегодня бенчмаркингом принято называть деятельность, связанную с анализом эффективности ведения бизнеса на основе сравнений его результатов с результатами других компаний отрасли. Главная цель бенчмаркинга – сохранение конкурентоспособности.

 

Современный бенчмаркинг условно делят на два основных вида – конкурентный и совместный. Оба типа влияют на бизнес-процессы, впрочем, как и любые другие формы проявления современных социальных медиа. Кстати, именно социальные медиа оказывают воздействие на методы проведения бенчмаркинга. В некоторых случаях они способны повысить эффективность, в других, - напротив, навредить бенчмаркингу. Так или иначе, социальные медиа – это инструмент бенчмаркинга, способный сделать из него не ориентированную, а непрерывную деятельность. 

 

История бенчмаркинга

 

Впервые о бенчмаркинге как о деловой практике заговорили в конце 80-х годов прошлого века. Со временем им начали пользоваться компании всех стран мира. В начале 2000-х гг. бенчмаркинг признали одним из наиболее действенных бизнес-инструментов. Применение этой практики позволяет повысить конкурентоспособность компании и производимых ей товаров, привести к росту бизнес-процессов. 

 

Современным бенчмаркингом следует называть систему методик выявления высоких стандартов качества продукции с целью определения разницы и улучшения результата. В ходе проведения бенчмаркинга компания может использовать модернизированные методы других предприятий для достижения более высоких результатов и эффективности ведения бизнеса. 

 

Главным методом проведения бенчмаркинга являются социальные медиа. С их помощью бизнес получает новые рычаги для собственного совершенствования и повышения конкурентоспособности.

 

Методика позволяет исключить необходимость личного присутствия в других городах, компаниях и странах с целью оценки конкурентоспособности и проведения бенчмаркинга. С их помощью бенчмаркинг становится дешевле, так как реализуется посредством сети Интернет. Такие технологии, как Интернет, превращают бенчмаркинг из одноразового мероприятия (оценки конкурентоспособности на основе сопоставления эффективности разных компаний) в непрерывный процесс.

 

Первой компанией, которая воспользовалась бенчмаркингом, стала американская компания Xerox. После выхода на международный рынок, этот производитель оргтехники принялся анализировать преимущества своих конкурентов с целью собственного совершенствования в этой области. Уполномоченные сотрудники компании старались найти ответ, какой участник рынка оргтехники демонстрирует наилучшие результаты, и как достичь аналогичного успеха. Т. е. первородный бенчмаркинг, как и современный, преследовал две основных цели: найти лучших и извлечь урок из их практики.

 

Цели и идеи бенчмаркинга

 

Специалистами в области бенчмаркинга принято называть три основных идеи данной сферы деятельности. Среди них выявление лидеров в заявленной области бизнеса, сбор сведений об истории становления компании, модернизация собственного бизнеса по примеру конкурента.

 

Основные виды бенчмаркинга и их определения 

 

Существует 5 основных видов бенчмаркинга: конкурентный, общий, совместный, внутренний и функциональный.

 

Конкурентный бенчмаркинг - это сравнение своей компании с конкурентами в определенной сфере деятельности.

 

Совместный бенчмаркинг – это сравнение своей компании с бизнесом сторонних отраслей и рынков.

 

Внутренний бенчмаркинг – это анализ собственного предприятия, его отдельных филиалов и отделений для выявления наиболее эффективных рычагов ведения бизнес-процессов.

 

Функциональный бенчмаркинг (отраслевой) – сравнение бизнеса с отраслевыми лидерами с целью выявления основных рычагов и достижения наиболее высоких результатов.

 

Общий бенчмаркинг – это анализ высокоэффективных компаний в разных сферах деятельности, часто совершенно противоположных.

 

Методы бенчмаркинга

 

В отличие целей, число методов бенчмаркинга достаточно велико. Все они индивидуальны и не всегда подходят одним и тем же предприятиям. Вообще понятие бенчмаркинга не может быть ограничено исключительно оценкой продукции или эффективности бизнес-процессов. В ходе этой процедуры осуществляется оценка огромного количества как отдельных, так и взаимосвязанных бизнес-элементов.

 

Залогом успеха качественного проведения бенчмаркинга является определение главной причины высокой конкурентоспособности оцениваемого предприятия.

 

Традиционно все методы проведения бенчмаркинга реализуются со сбора общей информации, а заканчиваются выявлением методов достижения высоких результатов оцениваемого бизнеса.

 

Инструмент реализации бенчмаркинга, которым названы социальные медиа, являются методы, положительно влияющие на повышение эффективности бизнеса и уровня его конкурентоспособности.

Одним из основных этапов проведения оценки эффективности конкурирующего предприятия является проведение бенчмаркинга реализуемых им товаров и услуг. Это позволяет составить общую картину позиций конкурента на рынке. 

 

В случае с предприятиями, специализирующимися на оказании услуг, провести анализ гораздо сложней. Для определения положения конкурентов здесь требуется проведение социологических исследований, опросов, интервью.

 

Также для оценки эффективности бизнеса может использоваться бенчмаркинг финансовых показателей. Этот метод не всегда гарантирует успех в поиске основных причин высокого уровня конкурентоспособности. Тем не менее анализ финансовых показателей позволяет составить полномасштабную картину в отношении возможности достижения поставленных целей. Кстати, на реализацию этого метода не требуются большие финансовые затраты, связанные с оплатой работ специалиста, покупкой специальных инструментов, документов и пр. Оценка финансовой эффективности традиционно проводится на основе общедоступной информации.

 

В некоторых ситуациях наиболее эффективно проведение бенчмаркинга бизнес-процессов. Бизнес-процессы имеют большой вес в развитии любой компании. Проанализировав их, можно получить представление о методах повышения конкурентоспособности отдельного предприятия. Чем эффективнее организованы бизнес-процессы, тем результативнее деятельность предприятия. Именно по этой причине предприятиям одной сферы деятельности следует проводить анализ бизнес-процессов своих конкурентов.

 

Изучение стратегии конкурентов – еще один метод бенчмаркинга, способствующий повышению эффективности бизнеса. Провести аналитическое исследование стратегии, впрочем, как и анализ бизнес-процессов, очень сложно. Кроме того, большинство компаний тщательно скрывают действительно действующие стратегии. Хотя для многих специалистов бенчмаркинга и это уже далеко не проблема.

 

Основные функции бенчмаркинга

 

В ходе проведения одного из выбранных методов бенчмаркинга, специалист определяет сферу деятельности конкурирующих предприятий, а также методы достижения высоких результатов в ней. В рамках проведения такого анализа специалисты могут сосредоточиться не только на отдельном критерии, но и в целом на организационных процессах на предприятии. В том числе на сотрудниках, бизнес-единицах, установленных нормативах и правилах осуществления производственных процессов и пр. В некоторых случаях производится бенчмаркинг отдельного филиала компании, отдела или сотрудника.

 

Что такое социальные медиа - известно всем. Прежде всего, это интернет-сайты. С помощью таких инструментов можно устанавливать контакты в профессиональной сфере деятельности предприятия. Такие ресурсы являются наиболее надежным источником для бенчмаркинга. Кроме того, они позволяют экономить на его реализации, так как специалистам не требуется лично посещать отдельные объекты с целью проведения качественного анализа.

 

Выводы 

 

Исходя их всего перечисленного, можно сделать выводы, что бенчмаркинг – это аналитический процесс с целью выявления недостатков и достоинств компании на фоне других предприятий отрасли и ее дальнейшего совершенствования. Однако считать бенчмаркинг эффективным следует лишь в том случае, если он действительно приводит к повышению конкурентоспособности предприятия, способствует росту его эффективности. Потому можно сказать, что определение методов – второй этап проведения бенчмаркинга, который является основным. Хотя с этим можно поспорить, ведь от качества собранной информации – первого этапа - зависят последующие результаты проведения анализа и разработки методов повышения эффективности бизнеса.

 

Следовательно, трактовать понятие бенчмаркинга будет вернее скорее как инициативу, направленную на повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса.

 

Современный бенчмаркинг скорее является процессом непрерывным, чем одноразовым, как это было изначально. Несмотря на его индивидуальный подход к каждому отдельному предприятию, сегменту рынка и сфере деятельности, все этапы и проекты бенчмаркинга традиционно осуществляются в одинаковой последовательности. Ускорить это движение к самосовершенствованию в современном бизнес-сообществе позволяют социальные медиа. Они сокращают не только финансовые траты на бенчмаркинг, но и время на его реализацию.

На любые ваши вопросы по материалам сайта с удовольствием ответит наш консультант. Добавьте ваш вопрос в форме ниже.

Вы можете получить бесплатную консультацию по малому бизнесу у нашего опытного эксперта.

Присоединяйтесь к нашему сообществу вКонтакте.

Комментировать

  • HTML-теги запрещены
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.